Пользование Интернетом
Пользование Интернетом может делать обмен информацией между компанией и клиентом моментальным и, возможно, персональным; однако в целом этот метод может скорее ослабить лояльность клиента. Благодаря Интернету информация становится известной широкому кругу публики, и поэтому гораздо проще сравнивать конкурирующие товары. Существование посвященных этому сайтов, таких как mysimon. com и bizrate. com, очень сильно повышает способность потребителей получать информацию об идеальных продуктах и ценах при минимуме усилий и издержек. И в итоге это ведет к тому, что у потребителей повышается чувствительность к ценам. Результаты исследования, в котором группу людей попросили найти подходящие вина с помощью сайтов, подобных указанным выше, подтвердили эту мысль. Предоставляя варианты для сравнения, сайты снизили издержки клиентов на поиски информации по качеству; в результате у них возросла чувствительность к ценам на вина25. Этот феномен был усилен введением рекомендующих смарт-агентов — по сути электронных алгоритмов, действующих как онлайновые продавцы-консультанты. Интерактивная природа онлайновой среды позволяет потребителям указывать ряд предпочтений, которые затем используются для составления перечня рекомендуемых продуктов. Смарт-агенты просматривают колоссальное количество альтернатив, рекомендуя лишь небольшое их число, хорошо соответствующее предпочтениям потребителя. Обнаружено, что такие агенты способствуют возрастанию чувствительности к ценам, облегчая проведение более сконцентрированных сравнений продуктов